Дворцово-парковый ансамбль

Дворцово-парковый ансамбль

Увеселительный и «ироничный» характер организации парковой среды наиболее ярко проявился в устройстве близ Несвежа загородной резиденции Радзивиллов, названной «Альба», очевидно, с мыслью о далекой Испании. В соответствии с фантастическим замыслом князя М. К. Радэивилла архитектурно-парковый комплекс был заложен в 1758 г. на территории более 200 га и формировался на протяжении четверти века под руководством архитектора Л. Лютницкого и при участии известных итальянских зодчих К. Спампаип и М. Педетти. Территория комплекса получила регулярную планировку с сетью каналов и парковых аллей, главная из которых тянулась более чем на 2 км. Парк состоял из трех участков — «регулярного», «пейзажного» и «итальянского». Именно рококо предполагало этот ландшафтный конгломерат.

Пять шлюзов и плотин обеспечивали для него отток от р. Уши и постоянный уровень воды. Каналы служили для увеселительных лодочных прогулок, их набережные были укрыты белым камнем, имели тротуары и парапеты. Здесь же были возведет» четыре экзотические мельницы и перекинут арочный мост из тесаного камня.

Подобные зверинцы существовали при дворцах А. Тизенгауза в Гродно и Я. К. Крап никого в Белостоке. Заселение зверинцев «красными» птицами, ласкающими слух пением, восхищающих экзотическим оперением, было еще одной возможностью украсить праздный быт магнатов и шляхты. Па территории зверинцев устраивались охоты, которые в Белоруссии имели длительную традицию. В Беловежской пуще, например, для этой цели была отведена часть леса, называемая «королевским зверинцем», в которой имелся охотничий двор с «замком». Зверинец при резиденции Я. К. Браппцкого в Белостоке окружал окрестный лес в 14 верст, в свою очередь охваченный оградой с каменными воротами. Сама лесная чаща была расчленена прямыми и широкими просеками, дорогами, аллеями для оперативного маневрирования в охотничьей гонке. Из среды многочисленных придворных больше других имелось «лесных слуг» осочников и стрельцов, сопровождающих и обставляющих княжескую охоту.

И обширном зверинце и фазанарии Альбннекого парка регулярно организовывалась охота, устраивались театрализованные представления, массовые гулянья, фейерверки, множество аттракционов. По вечерам во время гуляний, катаний на лодках парк живописно иллюминировался многоцветными фейерверкам и.

Парковая зелень органично соподчинялась с павильонами, архитектурой малых форм, скульптурой. Среди парковой зелени альбиноской резиденции были установлены резные скульптуры зверей, возведены башня с часами и флюгером, беседки-ротонды, теплицы, построены охотничий павильон, оранжереи, конюшня, лазарет. Особой живописностью и декоративностью был наделен деревянный Троицкий костел, возведенный на набережной главного канала. Примечательное колористическое звучание ему придавало золоченое над медно-красной крышей. В интерьере находился высокохудожественный ансамбль из 12 резных алтарей. Среди парковых павильонов выделялся «Эрмитаж»: входы его двух протяженных крыльев были декорированы деревянными скульптурами. Внутри постройки располагались три жилых покоя, гардероб, столовая, кухня, домашняя часовня. Степы помещений были оформлены сюжетной живописью. Оригинальностью и пластико-декоративной щедростью характеризовалась отделка домашней часовни.

Значительным произведением архитектуры рококо был дворцово-парковый ансамбль князей Чарторыйских в Волчине. От всего ансамбля сохранилась изящная парковая часовня, возведенная в 1734 г. в барочно-рокайльном стиле по мотивам римской церкви Санта-Мария Маджоре. Эта часовня стала усыпальницей последнего польского короля  А. Понятовского. Центричная постройка решена восьмигранным объемом, увенчанным пологим шатром со стройной башней-фонарем. В плане храм представляет собой красивое сочетание центричного зала с угловыми овальными лоджиями, объединенными в единое целое совершенным своей законченностью строго осевым построением. На вершинах завершающих грани объема лучковых фронтонов установлены рокайльные скульптуры евангелистов, которые как бы вырвались из тесных оков интерьера и готовы вот-вот покинуть свою зыбкую опору. В декоре фасадов использованы сочные лепные гирлянды, букеты цветов, картуш и, драпировки. Здесь ощутим отказ от барочной пышности, репрезентативности и переход к миниатюризации объемных и декоративных форм. Все это придавало культовому сооружению нарядность паркового павильона. В решении интерьера отразилось свойственное рококо стремление разнообразить композицию, разбавить ее статичные конструкции движением профилей и орнамента, внесением в его декор беспокойной и аффектированной изящности.

Внутри часовни на втором ярусе располагалась ложа владельца имения. Зал часовни обогревался каминами. Центром декоративного оформления алтаря являлся лонной герб владельца. В целом сооружение имеет просветленный, жизнерадостный, по существу, очень светский характер ажурного паркового павильона. Сам факт введения в его завершение часов-курантов является очень примечательным в отношении сближения гражданской и культовой архитектуры того времени.

Образцом рокайльной архитектуры можно назвать и парковую часовню в усадьбе Городно. Здание наделено живописностью, пластичностью, доведенной до предела эстетической утонченностью и изощренностью фасадной композиции.