Стремлению белорусских магнатов к декоративной пышности

Стремлению белорусских магнатов к декоративной пышности

Сословная шляхетская спесь, проявляемая в аристократических салонах, неприкрытое ханжество сочетались с низкопоклонством н подобострастием пород вышестоящей феодальной верхушкой, с презрением и жестокостью но отношению к собственным крепостным. Утрачивающий право на существование феодальный общее венный строй в борьбе за выживание прибегал к ожесточенному насилию трудящихся, усилению налогового давления для покрытия своего праздного расточительства. Для извлечения максимальных доходов начинаются регулярные переписи населения с целью более тщательной раскладки налогов па плечи трудового парода. Людовик XIV отягощает французский парод миллионной рентой не для укрепления государства, а для строительства Версаля и устройства в нем пышных празднеств. Те же цели преследует другой европейский «безбожник» Фридрих II, возводя среди Потсдамских виноградников свою увеселительную резиденцию Сан-Суси. В руках крупных магнатских родов были сконцентрированы безмерные богатства, в ряде случаев превышающие благосостояние целых западноевропейских княжеств.

Стремян, уйти от проблем реальной жизни, аристократия замыкается в интимном мирке дворцового интерьера, погружаясь в бесконечное празднество. В круговороте карнавалов, пикников, охотничьего и картежного азарта, безумного легкомыслия и эпикурейства скрывались духовная опустошенность и одиночество, безволие и безразличие к действительности, актуальным проблемам государства, стоящего на грани распада. Праздник в три тысячи червонцев считался относительно скромным. Во время поездок «Пане Кохапку» в несвижский пригород Альбу путь усыпался сахаром или солью, что давало возможность летом, вызывая удивление своего сословия и крайнее возмущение и ненависть не знавшего сладкою простого люда, проехаться в запряженных санях. Легендарное пиршество устроил в своей белостоцкой резиденции гетман Я. К. Браиицкий. Достаточно отметить, что вдоль праздничного стола был сооружен канал, наполненный вином, по поверхности которого плавало 24 кораблика со всевозможными сладостями. Поистине вино лилось рекой под звуки музыки и грохот пальбы и. Не уступал королям в праздности, роскоши и увеселениях магнат Вишневецкнй, имевший дворец в Каролине близ Пипска, построенный по его собственному капризу и замыслу. В частых переездах по своим резиденциям, разбросанным но всей Речи Посполитой, ого сопровождал огромный каретный кортеж шляхты, который по богатству мог соперничать лишь с выездами.

Всеобщее стремление аристократии к роскоши уже было преддверием полного экономического краха страны, последующего крушения всей Речи Посполитой как искусственного конгломерата самостоятельных народностей, населяющих земли Короны и Великого княжества Литовского, лишенных права на самостоятельную культуру и государственность. «Страна, упорно сохранявшая в неприкосновенности феодальный общественный строй указывал Ф. Энгельс,- в то время как все ее соседи прогрессировали, формировали смою буржуазию, развивали торговлю и промышленность и создавали большие города,- такая страна была обречена на упадок. Аристократия действительно довела Польшу до упадка, до полного упадка».

Стремлению белорусских магнатов к декоративной пышности, вельможно придворной амбициозности отвечала мода на западноевропейскую культуру, особенно на се французский вариант. В этот период, как топко подмети Л. Мицкевич, «что выдумал француз, то мило для поляка». В дворянских салонах французский язык стал бытовать наравне с польским и русским, утвердил себя как образец литературного языка. Французский язык преподают в коллегиумах, кадетских корпусах, монастырях (например, в базилнанском монастыре Березкечье). Всеобщая галломания но многом обусловливалась положением Франции как культурного центра Европы, признанием французского языка как средства придворного и международного общения. Популярность в аристократических кругах французского языка значительно облегчала культурную интеграцию и, в частности, освоение искусства рококо. Активное проникновение в аристократическую среду Речи Посполитой французского стиля жизни, ассимиляция французского искусства во многом были связаны с многочисленными и длительными паломничествами магнатов и состоятельной шляхты в искусства Париж. Характер космополитической культуры дворянской и аристократической элиты особенно наглядно проявился в дворцовых резиденциях французского типа. Популярности этого тина дворцовой резиденции способствовали великолепно изданные трактаты по архитектуре с гравированной архитектурной и орнаментальной графикой Ж. Ф. Блонделя, Ж. О. Месопье, Ж. М. Оппенора и др. В это время процветает меценатство. Увлечен не искусством в магнатских кругах было модным и престижным. Они концентрируют при дворах лучшие художественные силы не только из своих вотчин, но по возможности и из европейских стран. Реализация громадных строительных планов и художественных замыслов требовала огромных затрат квалифицированного труда для удовлетворения не только чисто утилитарных потребностей, но и взыскательных вкусов заказчиков. При магнатских дворах содержался целый штат мастеров «изящных» и прикладных искусств. При несвижском дворе, например, в 1758 г. числилось 85 ремесленников из разных белорусских юродов, поддерживающих по только общее состояние зданий, но и постоянно обновляющих их внутреннее убранство. С 1736 по 1753 г. там работа, известный архитектор Т. Дердиевский — яркий представитель стиля рококо.

Чтобы создать вокруг себя, подобно Людовику XIV, ореол славы, белорусско-польские магнаты и русские дворяне окружают себя поэтами, художниками, творческими знаменитостями, стремясь увековечить свою личность в единственно вечном — искусстве. Крупнейшим меценатом рокайльного искусства в Речи Посполитой был магнат Ст. Лещинекий, ведший крупное дворцовое строительство, в России — граф И. И. Шувалов. Перед художниками и архитекторами, поощряемыми амбициозными вожделениями меценатов-заказчиков, открывался широкий простор для творчества, призванного, насколько способна фантазия, оформить в приукрасить быт феодальной верхушки. Эксплуатируемые на более высоком уровне — духовном, они создают неповторимые шедевры зодчества и искусства.