Мрачный взгляд Грюневальда

Мрачный взгляд ГрюневальдаВ последний раз готика расцветает в творчестве немецкого художника Матиаса Грюневальда (настоящее его имя Матиас или Матис Готхардт Нейтхардт, 1470/80- 1528). Возможно, он был непосредственным современником Дюрера, но, в отличие от него, не воспринял сюжетных и стилистических влияний итальянского Ренессанса. Даже по небольшому количеству дошедших до нас работ видно, что Грюневальд — один из самых значительных художников.

Никто никогда так правдиво не показывал ужас страданий, не лишая нас в то же время надежды на спасение. Его «Распятие», часть крупной композиции Изенгеймского алтаря, ныне хранится в Кольмаре.

Алтарь был заказан монастырем антонитов в Изенгейме, для утешения пациентов монастырской больницы. Вид у Христа страшный, кожа опухшая, покрытая рваными ранами после бичевания и мучений. Образ весьма впечатляющий для больницы, которая специализировалась на лечении кожных заболеваний.

«Малое Распятие» моментально захватывает внимание зрителей изображением смерти Спасителя. Распятый Господь словно падает прямо на нас, сокрушая, не оставляя выхода, вызывая глубокое сострадание своими смертными муками. Подавленные необъятной тьмой, оставшись наедине с его физическими и душевными муками, мы вынуждены взглянуть правде в лицо.

В Ветхом Завете часто упоминается «страдающий раб», в 21-м псалме о нем говорится: «червь, а не человек»; именно таков Христос Грюневальда. Преисполнившись столь благородного правдоподобия, готическое искусство обретает волнующее величие.