Масляная живопись и фламандское влияние в Венеции

Масляная живопись и фламандское влияние в ВенецииУроженец Сицилии Антонелло да Мессина (ок. 1430-79) — фигура довольно загадочная, главным образом из-за ошибки Вазари, который ему одному приписал распространение в Италии техники масляной живописи ван Эйка. Хотя Антонелло стал первым значительным живописцем из Южной Италии, он не принадлежал ни к какой южной школе, черпая вдохновение за рубежом — во фламандском искусстве. Фламандское влияние абсолютно очевидно в его работах, поэтому Антонелло стал важным связующим звеном между Италией и Нидерландами.

Его визит в Венецию в 1475 г. и тесное общение с Джованни Беллини сыграли огромную роль в истории венецианской живописи. Одни думают, что Антонелло познакомил Венецию с техникой письма маслом, давно уже разработанной фламандскими мастерами. Другие считают, что он в совершенстве освоил ее в Неаполе, обучившись у какого-нибудь знакомого с фламандским искусством художника, и подал, в свою очередь, решающий пример живописцам, которые экспериментировали с масляными красками.

Спор этот не имеет большого значения. Традиции, в любом случае, встретились, и первенство в освоении масляной техники принадлежит исключительно венецианским художникам, прежде чем она распространилась в других художественных центрах Италии. Сам Антонелло никогда не стремился к известности.

Подобно Пьеро делла Франческа и особенно Мантенье, он понял первостепенную важность правдивости и убедительности изображения. Его живописные формы почти слишком чисты и четки; детали в отличие от итальянского свободного письма, выписаны «по-фламандски» тщательно и скрупулезно; композиции залиты необычайно романтическим светом.

«Портрет молодого человека» светится изнутри, хотя лицо простое, а великая «Мадонна Аннунциата» — Мадонна Благовещения — сразу поражает своей сосредоточенной простотой. Любопытно, что художник написал благоговейный портрет Мадонны, а не собственно сцену Благовещения.