Производители спецтехники оценили индексацию ставок утильсбора

Отечественные производители спецтехники предлагают в течение года вести ценовой мониторинг и анализировать ситуацию на рынке специализированной техники. Об этом говорится в письме премьер-министру Михаилу Мишустину и вице-премьеру Юрию Борисову, которое направили ассоциация «Росспецмаш», «Петербургский транспортный завод» и «Объединенная машиностроительная группа» (есть в распоряжении «РГ»). Речь идет о сегментах рынка, где может вызвать наибольшие проблемы индексация ставок утильсбора на спецтехнику. Ранее высказывались опасения, что это вызовет удорожание спецтехники в ряде отраслей (АПК, ТЭК и пр.) и, как следствие, повлияет на стоимость производимой продукции, в частности, сельхозсырья, полезных ископаемых и пр. «РГ» уже писала об этих опасениях.

Производители спецтехники оценили индексацию ставок утильсбора

На рассмотрении аппарата правительства сейчас находится проект постановления правительства об увеличении ставок утильсбора на специализированную технику. Документ направлен на ограничение субсидированного и бывшего в употреблении импорта, "который уничтожает отечественное машиностроение за счет демпинга и теневых схем поставок", говорится в письме.

При введении сбора в 2016 году на переходный период были установлены заниженные ставки, которые в 2020 году уже составляли 1-3% от стоимости новой иностранной техники, то есть "двух-, трех- и даже четырехкратный рост ставок обеспечит нагрузку на импортеров на уровне не более 15%, что соответствует практике промышленно развитых стран", отмечается в письме.

"С момента введения утилизационного сбора в отношении специализированной техники в 2016 году коэффициенты его размера не индексировались, — подчеркивают в Минпромторге. — Утилизационный сбор не оказывает влияние на рост себестоимости производства техники в России и Беларуси. Утильсбор распространяется только на технику, производство которой освоено российскими производителями, имеющими необходимые компетенции и производственные мощности для удовлетворения внутреннего спроса (в части малых тракторов — учитываем возможности Минского тракторного завода)".

Производители отмечают, что вслед за повышением утильсбора пропорционально увеличится стоимость не только импортной, но и российской техники. Во-первых, темпы роста стоимости техники ограничены на уровне официального индекса цен производителей условиями мер господдержки, в том числе промышленных субсидий. Во-вторых, 50-70% строительно-дорожной и коммунальной техники реализуется в рамках госзакупок с фиксированной стоимостью. В-третьих, по большинству видов техники в РФ действуют два и более производителя, то есть цены ограничены внутренней конкуренцией.

Кстати, при введении утильсбора в 2016 году "не наблюдалось ускоренного удорожания импортной техники, что связано с высокой маржинальностью поставок на российский рынок (по нашим оценкам дилерская премия составляет 25-40%) и нежеланием зарубежных компаний уходить с рынка", говорится в письме.

Предлагаемые изменения не приведут к росту цен на российскую продукцию, поскольку рынок специализированной техники отличается высокой степенью конкуренции (минимум 200 российских производителей), отмечают в Минпромторге. "Загрузка отечественных предприятий сейчас не превышает 55% — следовательно, имеется существенный потенциал к увеличению доли присутствия отечественных производителей на рынке, — полагают в министерстве. — Для увеличения доступности специализированной техники российского производства для потребителей реализуются программы льготного лизинга специализированной техники, льготного кредитования покупателей, а также субсидирования скидок покупателям".

Объем поддержки по этим программам в 2020 году составил более 20 млрд руб. (в 2021-м — 15 млрд), что позволило на льготных условиях реализовать около 73 тысяч единиц спецтехники. По данным производителей, на которые ссылается Минпромторг, доля отечественных комбайнов (зерно- и кормоуборочных) на внутреннем рынке в 2020 году составила 80%, энергонасыщенных тракторов — 99%, тракторов малой и средней мощности — 59%, бульдозеров — 45%, снегоходов — 83%, прицепов и полуприцепов — 60%.

Действие утильсбора за четыре года уже привело к значительному увеличению доли отечественной техники на внутреннем рынке, при этом российская техника в 1,5-2 раза дешевле зарубежной. Дополнительные доходы бюджета, в том числе от индексации ставок утилизационного сбора, будут направлены на расширение действующих мер господдержки спроса, уточнили в Минпромторге. В министерстве уверены, что корректировка ставок позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, поспособствует обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие.

Добавить комментарий