Вертикальное движение

Вертикальное движение

Вертикальная динамичная устремленность башен достигалась их резким облегчением в верхних ярусах, постепенным уменьшением их габаритов, утонением пластичной моделировки, противопоставлением их каркасности монолиту основных плоскостей. Облегченность ярусных костельных башен создавалась затушевкой средствами архитектурной пластики их реальных габаритов, граней и горизонтальных меж ярусных поясов. Зодчие не стремились конкретно и доходчиво обозначить контуры архитектурных объемов и плоскостей. Визуально трудно охарактеризовать ярусы колокольни костела монастыря бернардинцев в Гродно, возведенной в 1788 г. по проекту А. Грушецкого и Ф. Михалковича. Углы граней не обозначены геометрически, а предусмотрительно «размыты» пучками колонн и пилястр. Верхний же ярус колокольни — это легкий ажурный каркас со свободно стоящими колоннами, слившимися с тонко профилированным изогнутым антаблементом и через него перерастающими в фигурный купол. Отстоящие от углов башен колонны скрывают жесткую конструкцию и предполагают за собой свободное пространство, «размывают» грани объема. Подобным архитектурным приемом скрашена массивность многоярусных башен костела бернардинцев в Будславе. Пучки слоистых пилястр и колонн «размягчают» конструктивно важные угловые сочленения башен, одновременно придавая им вместе с фигурными шлемами насыщенную пластичность, приближающуюся к рокайльной облегченной скульптурности. Аналогично затруднительно отыскать ту основную композиционную линию из всей насыщенной «штриховки» меж ярусных антаблементов, которая бы обозначала верхнюю грань объема. Идея пластичности архитектурной массы, ее потенция к постоянному изменению продолжена в фигурных шлемовидных завершениях боковых башен Гродненского костела иезуитов, которые неощутимо и плавно возникают из стройных и ажурных верхних ярусов. Изящно вырисованный силуэт куполов сливается с массой колоколен, уступы ярусов которых украшены вазами с островерхими колпаками. Вычурно изогнутую фигурную форму придал архитектор-художник К. Квятковский куналам костела Иоанна Крестителя в Беннконях. Общность решении куполов башен в «литовских» костелах и церквах и

России отмечает Г. Лукомский. И. Э. Грабарь констатирует проникновение в культовые постройки России позднее барочных мотивов с Украины, из Литвы и Польши.

Вертикальное движение, пронизывающее культовое здание снизу вверх, «подхватывалось» формами круглой скульптуры. Установленные в нишах главного фасада костела Успения богородицы в Дятлово стукковые полихромные скульптуры евангелистов, как и изображения ангелов и херувимов над входным порталом, не только позами, но и динамичными складками одеяний подчеркивают вертикализм и пластичность фасадной плоскости. Фланкирующие главный фасад костела кармелитов в Глубоком пиши также предназначались для круглой, динамичной по трактовке скульптуры (не сохранились). Выполненные из дерева изваяния Петра и Павла, помещенные в эдикулах главного фасада Андреевского костела в Слониме, значительно содействуют его динамике. Архитекторы рококо, создавая промежуточный между барокко и классицизмом буферный стиль, задумывались и о градостроительных, аспектах своих сооружений, о необходимости их восприятии с различных точек застройки. Представляется ошибочным мнение об узко декоративной замкнутости искусства того времени.

При всей увлеченности мелкой пластикой архитекторы сознавали важность оценки их  творений и пределах городской среды. Нововведением рококо архитектуру костельных построек явилось использование своеобразного фигурного щита над алтарной тыльной частью. Появление итого нового, доселе неизвестного элемента обусловливалось градостроительными соображениями, расчетом восприятия здания с тыльной стороны и придания ему известной репрезентативности. Софийский собор в Полоцке, возведенный па береговом откосе, обращен главным фасадом к реке. Его алтарная часть в структуре исторического центра приобретает градостроительное значение. Использование идентичного главному фасаду чисто декоративного фигурного щита, выполненного в легкой остроконечной и живописной форме, придает зданию  репрезентативный  характер,  свойственную главному фасаду динамичность. Повторение этого приема в оформлении костелов францисканцев в Ивенце (1702-1705), кармелитом в Глубоком, Троицкого к Дуниловичах (1769-1773), иезуитов в Лучао (1766-1776) позволяет оценить его как новую в культовом зодчестве композиционную находку.

Подобное полоцкому Софийскому собору щитовое завершение апсиды использовано в костеле миссионеров в Вильно. После пожара в костеле Катрины в Вильно (1737) И. К. Глаубиц одновременно с созданием двух башенного главного фасада возводит фигурный щит над алтарным объемом, пластически обогащая его многочисленными профилями и креповками, орнаментальной лепниной и скульптурой, раковинами и картушами. Подобная форма щита привносится и в трактовку интерьерных перегородок (Софийский собор в Полоцке). Нетрудно установить общность этих завершающих элементов с трактовкой верхних ярусов костельных алтарей. В ряде культовых сооружений фигурными щитами завершаются и фасады трансепта (Глубокое, Вольно).

Искусство рококо, культивирующее миниатюрность, изысканность, не могло не проявиться в трактовке малых архитектурных сооружений, интимных сакральных построек. Доказательство тому — ряд часовен, усыпальниц, надгробий. Одни из таких памятников часовня св. Доминика — сохранился в Слониме (середина XVIII в.). Возведенная, как и большинство подобных строений по обету, недалеко от перекрестка дорог, она  представляет  собой   небольшое центричное сооружение с деревянной скульптурой святого (не сохранилась) под сводом верхнего яруса. Небольшое трехъярусное башнеобразное сооружение имеет в сечении форму квадрата с вогнутыми гранями. Этот планировочный абрис повторяется во всех ярусах часовни в массивном монолитном пьедестале, сквозном навесе па четырех граненых пилонах и в завершении в виде фигурной главки с четырехскатным покрытием и кованым крестом. Художественный аффект постройки основан на пластичности масс, выявлении их плавных ярусных переходов. Кроме вогнутых граней первый ярус, словно распускающийся лотос, имеет вертикальную распашку. Изящная, изысканно пластичная и иллюзорно легковесная часовня была возведена в 1765 г. по проекту архитектора А. Гену в парке усадьбы Т. Огинского в Гануте. Она построена в виде центричной четырехгранной башни. Над ее филенчатым пьедесталом на четырех стройных пилонах возвышается фигурный пластично вылепленный купол. Креповки и волюты, купол изысканного S-образного профиля, выгнутая линия профилированного карниза и ад лучковыми проемами придают сооружению воздушную легкость, архитектурно-пластическую выразительность.