Новое понимание архитектурно-пластичной композиции алтаря

Новое понимание архитектурно-пластичной композиции алтаря

Ярко и последовательно воплотился стиль рококо в оформлении интерьера Андреевского костела в Слониме. В декор включены роспись, орнаментальная скульптура.

Характерно их тональное решение: розовый фон и настольные бело- голубые элементы декора. Орнаментальная фресковая роспись преследует цель разложить и визуально нейтрализовать тектонические архитектурные формы. Разбивка Панелями исключает напряженную несущую конструктивную функцию стен, превращая их в плоскостные декоративные накладки. Алтарная картина заключена в четырех колонный портик коринфского ордера с треугольным «разорванным» динамичного силуэта фронтоном. Колонны, выполненные в технике стукко, ничего не несут, а лишь создают впечатление движении вверх. Но скатам фронтона возлегают скульптуры ангелов. Боковые, меньшего масштаба алтари декорированы рокайльной лепниной.

Оригинально воплощен характерный для рококо принцип бесконечности внутреннего пространства в интерьере Крестовоздвиженской церкви в Жировичах. Его половину занимает широкий лестничный каскад, обрамленный нерилами, напоминающими по форме набегающие волны. Мотив пенящейся морской волны наряду с рокайльным завитком был весьма популярным в этом искусстве. Лестница иллюзорно продолжена в живописной росписи алтарной стены, выполненной в 1772 г. белорусским художником Шашалевичем. На ее плоскости — иллюзорно-пространственное изображение Голгофы. Оно создавало впечатление глубинности и многоплановости пространства интерьера при сравнительно небольших его габаритах (план здания 12X25 м). Идея бесконечности архитектурного пространства поддерживается здесь и самим расположением храма на вершине берегового холма, па которую ведет протяженный подъем по его склону.

Художник органично продолжил задуманное архитектором. Во многих памятниках рококо порой трудно обозначить границу между творчеством архитектора и художника-декоратора. И это не только потому, что зодчий нередко являлся автором интерьерного декора своего сооружения, но и потому, что и архитектор и художник-декоратор преследовали одну цель — органичного синтеза архитектуры и жанрового многообразия искусств.

Новое понимание архитектурно-пластичной композиции алтаря заключалось в экспрессии, стройности пропорций, широте использовании художественно-эстетических возможностей и всего орнаментального арсенала стиля рококо. Особое внимание и забота в оформлении алтарей были связаны с литургическими их функциями, пышностью обрядов католической церкви. Все жанры искусства — живопись, резьба, ювелирное искусство, чеканка, скульптура — были направлены на украшение этой главной святыни храма. Представители нового художественного течения стремились орнаментальными фантазиями затушевать архитектоническую структуру алтарей, увязать их в пластичное целое со всем декоративным ансамблем интерьера.

Становится популярен разворот боковых алтарей, нарушающий систему перпендикулярно-геометрических соотношений архитектурных элементов интерьера. Наиболее характерными в этом плане являются кулисно развернутые в двух плоскостях стукковые алтари костелов бернардинок и бернардинцев, выполненные И. Хеделем и Антонием в 1759-1765 гг.45 Скошенные как театральные кулисы, они направляют и концентрируют внимание присутствующих на главном алтаре. Расположенный в завершении пространственной композиции интерьера, он являлся своеобразным театральным «задником» для разыгрывания на его фоне религиозных мистерий. Пары колонн с расположенными за ними пилястрами выдвинуты вперед. Благодаря этому вся срединная часть алтари уходит на второй план, и полутень.

Освободившиеся же плоскости заполнены картушами и пламенеющими языками рокайльного орнамента. 15 завершении композиции — лепные уплощенные кудрявые облака с рельефными и объемными изображениями ангелов, архангелов, путти, херувимов, которые и являются главными носителями настроения. Изменяется и характер резного и лепного декора алтарей: растительный орнамент повсеместно включает стилизованные под рокайльную криво-линейность листья аканта, а также элементы местной флоры.

Подобно угловой постановке костельных башен получает широкое распространение соответствующее «отчужденное» расположение алтарных колонн, пилястр, частей крепованных антаблементов, консолей, постаментов. В рокайльных алтарях составляющие их элементы никогда не выстраиваются в ряд а разворачиваются, выступают и отступают друг от друга.

Светская интерпретация культового искусства проявлялась не только в мелкой пластике. В самом пространстве пышных храмовых интерьеров царила молитвенная, а скорее празднично театрализованная обстановка. Вместо преобладающих в барочных интерьерах ликов святых, крупномасштабных библейских картин и фресок нефы рокайльных костелов наполняются обильной лепной орнаментикой, в общем-то, не несущей никакой теологической семантики.

Упрощенная трактовка алтарей с выявлением архитектоники горизонтальных и вертикальных членений, с сугубо региональным, лаконичным использованием декора рококо характерна для костелов Вознесения в Одельске и Радуни. Боковой алтарь костела в Одельске — двухъярусная композиция на высоком цоколе с углом расположенными пучками пилястр, сомкнутых крепованным антаблементом, обогащенная S-образными волютами. Поярусные карнизы алтаря фланкируют рокайльные вазы. Плоскости ярусов заполнены живописными полотнами в рокайльных багетных рамах усложненного орнаментального рисунка. Аналогичную пластико-декоративную трактовку получили и остальные алтари костела.

Главный алтарь костела Иоанна крестителя в Столовичах (1746) — произведение И. К. Глаубица. Алтарь решен в два яруса в технике стукко. У подножия нижнего яруса были расположены две гипсовые статуи — Иисуса и Иоаипа Крестителя. Плоскость верхнего яруса занята пластичной композицией «Глория» голубь в окружении херувимов и клубящихся облаков. Первый ярус решен колоннадой голубого стукко, в центре которой фигурный рокайльный картуш с головой св. Иоанна. Трактовка большого алтаря выполнена в едином стиле и композиционной схеме с алтарем евангелического костела и костела Катрины в Вильно — картуш с головой св. Иоанна, вазы на волютах. Не сохранившиеся кулисные двухъярусные алтари столовичекого костела были столярной работы и обильно вызолочены.

Черты «обмирщения» несут пять алтарей костела бернардинок в Слониме. Они украшены лепным орнаментом с господством стилизованного акантового листа, картушей, медальонов и стукковой скульптуры.