Использование агеометричных волнистых плоскостей фасадов

Использование агеометричных волнистых плоскостей фасадов

Для культовых зданий характерно выделение и акцентирование центральной композиционной оси главного фасада. Она отмечается пластически развитым и орнаментально насыщенным порталом парадного входа. Изысканным пластико-орнаментальным обрамлением главного входа Софийского собора в Полоцке является накладной портал. В его завершении пышный рокайльный картуш, по бокам — слоистые пилястры с цветочными гирляндами и накладными алебастровыми капителями, перебирающимися своей лепниной выше, через карниз. Аналогичным порталом оформлен главный вход в костел кармелитов в Гродно. Архитектурные обломы портала, их креновки отличаются тонкостью профилировки, изяществом хорошо нарисованных линий. При всей громоздкости здания решение его главного входа характеризуется человеческим масштабом, пластичной мягкостью линий.

Аналогичная трактовка входного портала с лепным картушем и фигурным щитом была использована в одноэтажной при костеле миссионеров в Вильно. Рокайльная трактовка парадных входов культовых и гражданских построек не имела существенных различий. Е. Д. Квитницкан удачно подметила общность решения входных порталов Софийского собора в Полоцке и въезда на рынок в Поставах, для которого «характерна кучная… в разных разворотах постановка пилястр, сложного рисунка мелко графически профилированное обрамление». Рокайльным орнаментом наделялись и дверные филенки, как, например, в костеле кармелитов в Глубоком. Орнаментальная резьба основана здесь на S-образном завитке в ажурном обрамлении ветвей.

Ряд выдающихся произведений культовой архитектуры рококо продолжает наиболее характерный но стилю Андреевский костел в Слониме (1775). Новая художественная система проявилась здесь во всем многообразии характерных приемов и форм. Устремленные ввысь две башни, завершенные двумя восьмигранными кивориями, формируют изящный живописный силуэт, острые архитектурные ракурсы. Главный фасад пульсирует ритмом вогнуто-выпуклых плоскостей. Архитектура рококо противопоставила здесь свой художественный артистизм, эластичность архитектурной массы плоскостной и обобщенной трактовке барочных культовых построек. Выступающие и западающие плоскости главного фасада, его многочисленные креповки творят на нем богатую и подвижную игру света и тени, пронизывают всю массу пластичной динамичностью. Однако эта напряженная динамика но захватывает общую объемно-пространственную композицию здания, а развертывается лишь в рамках лицевого фасада, ограничивается «картинной плоскостью». В культовой архитектуре зодчие не уходят от барочной фронтальности постройки и но рассчитывают па со объемное восприятие. Основной же объем привлекает меньшее внимание наоборот, расчленены дробнее, наделены обильной скульптурной и архитектурной пластикой.

Для культового же зодчества России середины XVIII в. характерна динамика всестороннего характера, охватывающая весь объем здания, всю его массу. Главный, криволинейного абриса фасад как бы стремится объять пространство и под его давлением прогнуться внутрь.

Использование агеометричных волнистых плоскостей фасадов в искусстве рококо не явилось новаторским. Еще столетие назад в 1634 -1667 гг. Ф. Борромшш возводит в Риме церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, волнистая поверхность фасада которой вибрирует тонкой градацией светотеневых эффектов, богатым рельефным декором. Однако архитектурные массы erne сохраняют барочную мясистость и пластичную монументальность, а также ясно воспринимаемую тектоничность. Преемственность двух художественно-стилевых эпох — барокко и рококо — здесь несомненна, однако формальная и поверхностная сторона архитектуры рококо отличается принципиально новым пониманием архитектоники. Новый замысел трактовки архитектурной плоскости покоится не па четких геометрических пропорциях, а на элементе живописности, на тех чертах, которые создаются эффектами светотеневой градации плавно изгибающейся плоскости, мягкими переходами от светлого к темному, от геометричного к криволинейному, Го новое, что появилось в архитектуре культовых зданий заключалось в легкости и тонкости ее привлекательных и грациозных пропорций, в затушевке и визуальной облегченности строительных конструкций.

Особенностью рокайльной культовой архитектуры является ее формообразование не геометрическим, линеарным способом, а свободным рисунком, поиском отвлеченной изысканной выгнутой линии. По-новому понятая рисованная пластичность и живописность архитектуры обнаруживается не только в «ленке» общей массы, но в округлых линиях ее силуэта и контуров, в каждом завитке орнамента, в лекальном закруглении сводов, в двояко изогнутых профилях куполов, в волнистой кривизне наличников, антаблементов, карнизов и тяг. Именно в этот, архитектуре впервые мог проявить свой живописный талант не зодчий, а художник, пе чертежник сухих колонн и античных обломов, а вдохновенный рисовальщик. В этом формообразовании господствует архитектурная стихия, выливающаяся в ликующие обновленные формы, которые вызывают у зрителя чувство полноты жизни, ничем не стесненной радости и свободы. Архитектурный стиль из конструктивному превращается в изобразительный и гибкий. Новый художественный метод в архитектуре рококо отвергает засушенность геометрических экономных мест — все радует глаз неузнаваемостью, живой изменчивостью и текучестью.

Стройностью, вертикальной устремленностью и объемной пластичностью наделен костел базилиан в Вольно, построенный в 1768 г. в виде трехнефной базилики. Конструктивно мощное, но визуально облегченное культовое здание удачно и живописно расположено на склоне паркового холма. Общее движение кверху господствует во всей композиции главного фасада. Он завершен высоким фигурным щитом и фланкирован двумя возвышающимися, словно минареты, ярусными башнями. Зодчий в пространственной композиции и в совершенных художественных формах оперирует активной динамикой архитектурных масс. Членение фасадов по вертикали на ярусы придало его стремительному движению ритмическую направленность, тонкие пилястры и ступенчатые контрфорсы, прерванные легко круглящимися и тонко профилированными карнизами,- вертикальную устремленность. Движение архитектурных масс вверх подчеркивают и разнообразные по высоте и конфигурации пиши и окна. Волюты и декоративные вазы, призванные скрасить и смягчить ярусные переходы фасадной плоскости, вместе с изогнутыми контурами башен облегчают, делают ажурным завершение фасада.