Культовая утварь

Культовая утварь

Престиж монастыря, храма заключался не только и высокохудожественной архитектуре, но и в характере и количестве литургических атрибутов. Как и предметы дворцово-усадебного обихода, культовая утварь в XVIII в. подвергалась многообразному изысканному пластико-декоративному формообразованию. Золотых дел мастера привлекают самые благородные и дорогие материалы: золото и серебро, слоновую кость и хрусталь, эмаль и драгоценные камни. Алтарные статуи святых Николая и Я. Непомука в усадебной часовне в Альбе были выполнены мануфактуре из слоновой кости. Этот редкий материал использован в декоре мебели и для дворца Радзивиллов в Пеевиже. Школа высокого художественного уровня чеканки по золоту и серебру сложилась в Гданьске, представители которой были тесно связаны с французским декоративно-прикладным искусством рококо. Большинство демонстраций, подсвечников, распитий отмечены клеймами польских художественных варштатов. Варшавское клеймо стоит на подсвечниках костелов базилиан в Борунах и Идолтах.

В христианской культовой обрядности предназначенные для совершения обряда крещения купели извечно на делились высокими художественными качествами и играли важную роль в декоративном убранстве храма. Крестильня в костеле Марии в Вишнево решена в кубкообразной форме па высокой стойке.

Множество литургических атрибутов являются подлинными шедеврами декоративно-прикладного искусства рококо. Особое место среди них занимают демонстрации, предназначенные для выноса во время праздничного богослужения и для благословения.

Новый художественный стиль отметил себя общей тенденцией к решительному обмирщению, вытеснению религиозного начала светским. Сакральная обрядность начинает заимствовать из светскою быта элемент театрализации. Это выразилось в перенасыщении сооружений, особенно их интерьеров, скульптурным и орнаментальным декором, порой житейским ПО своему содержанию, в необычайно возросшем значении искусства изящной лепнины, тончайшей резьбы, литья и чеканки, салопной орнаментики. Расцвет архитектуры и искусства рококо в культовом зодчестве связан с синтезом всего многообразия видов и жанров художественного творчества, где синтезатором всех видов искусства и основной средой их существования остается архитектура. Этот нерасторжимый союз художественно-изобразительных жанров искусства с архитектурой является высшим достижением стиля рококо.

Художественной культуре каждого исторического периода присущ спой, только для пего характерный и им обусловленный и поэтому неповторимый стиль со своими особенностями, своеобразием пластического языка. Художественно-эстетическую систему рококо, сложившуюся первоначально во Франции во время Регентства и в 1730-1770 гг. распространившуюся но всей Западной и Восточной Европе, и Белоруссии в частности, необходимо рассматривать как самостоятельную и полноценную. Она заняла свое законное место среди других исторически сложившихся художественных стилей, таких, как готика, ренессанс, барокко, классицизм.

Беспрецедентный, диаметрально отличный от предшествующих стиль рококо — логичный, объективно закономерный финал почти двухсотлетнего развития мощного и великого искусства барокко. В Белоруссии он формировался па протяжении первой половины — середины XVIII в. в общеевропейском русле культурной эволюции, ославив нам целый ряд архитектурных памятников и художественных творений непреходящего историко-культурного значения, высоких достоинств. Они восхищают и радуют непривычной для нашего времени неумеренно пышной декоративностью и нарядностью, роскошью и красочностью, оригинальностью и фантастичностью.

Искусство рококо отразило свое время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира — мира искусства. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу резчиков и скульпторов, архитекторов и художников — талантливых выходцев из народа. Сохранившиеся произведения периода рококо свидетельствуют о многогранности культуры Белоруссии XVШ в., исключительной одаренности ее народа.

Возвращаясь к начатой во введении полемике и используя проанализированный реальный материал, можно аргументировано оспаривать высказанный И. Э. Грабарем тезис о том, что «в архитектуре он (стиль рококо. А. К.) не создал пи одной формы, которая была бы неизвестна мастерам барокко, и только ввел новые чисто декоративные приемы, почему и нет основания придумывать для позднего барокко особую кличку» Искусство рококо создало своп собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Стилевая система его строится па полном отказе от архитектоники, на зрительном преодолении материальной весомости конструкции, па свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии легкого, полного непринужденности аппликационного орнаментального декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. Произведения зодчих рококо представляют совершенно своеобразное органичное сочетание пластичных архитектурных форм с динамичным: орнаментальным декором и скульптурным стаффажем. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный аффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчлененность жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр — с нарком и самим образом жизни салона, хореография — с этикетом и манерами поведения.