Необычный мир Пьеро ди Козимо

Необычный мир Пьеро ди КозимоВ отличие от Боттичелли, Пьеро ди Козимо (1462-1521) не принадлежал к просвещенному двору Медичи. Он стремился к уединению, словно хотел сберечь силы для занятия собственным делом; даже дошел до того, что питался одними вареными яйцами, готовя по 50 штук зараз, чтобы избавиться от повседневных забот о своем бренном теле. Однако во «Встрече Марии и Елизаветы со Св. Николаем и Св. Антонием-аббатом» он демонстрирует великолепное знание человеческого тела, его весомости, материальности.

В этой композиции Дева Мария, все еще потрясенная сообщением ангела о священном зачатии, приветствует свою старшую родственницу Елизавету, тоже освященную чудесной беременностью. Женщины встречаются с трогательным уважением друг к другу. Елизавета, чуть не плача, сообщает Марии, как радостно оживился не родившийся Иоанн Креститель при встрече с еще не рожденным Христом.

Но, как во всех произведениях Пьеро, присутствуют необычные детали. По сторонам от женщин сидят два святых старца: Св. Николай, которого можно узнать по трем золотым шарам у него под ногами, и Св. Антоний-аббат.

За ним в глубине композиции можно видеть, как удовлетворенно копается в земле прозаический символ этого святого — свинья. Справа за Елизаветой бурная, полная ярости сцена избиения младенцев, а в тени за Марией — спокойное, почти обыденное рождество.

Пьеро подбрасывает все больше загадок. Его «загадочный ум», по выражению Вазари, еще сильней проявляется в нерелигиозных произведениях вроде мистической «Аллегории» с русалкой, белым смешным жеребцом и крылатой девой, которая стоит на крошечном островке, держа жеребца за узду.

Мы рассматриваем картину с удовольствием, но никогда не находим ответа. Об интересе Пьеро к животным и к разнообразным экзотическим существам говорят многие его работы. Например, в портрет Симонетты Веспуччи, знаменитой возлюбленной Медичи, он включает змею, в «Мифологическую сцену» — сатира и пса, в «Сцену охоты» — разнообразных животных.

Образы его поэтичны, но им подчас свойственен душевный надлом, острая печаль. Строгий гений Пьеро делла Франческа Значительно более известным — и вполне заслуженно — является другой Пьеро.

Поразительно, что восхищение своими работами Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20-92) заслужил сравнительно недавно. Его молчаливые, напряженно застывшие образы вышли из моды вскоре после смерти художттика: замкнутое, сдержанное выражение лиц персонажей считалось неестественным.

И все-таки Пьеро делла Франческа — один из поистине величайших мастеров в истории искусства. Родился он в городке Борго-Сансеполькро в Умбрии, в центре Италии. В масштабных композициях Пьеро есть и любовно изображаемый свет, и пластика форм Мазаччо и Донателло, и яркие, чистые краски, и новый интерес к «реальному» пейзажу, возникший под влиянием его учителя Доменико Венециано и фламандских живописцев.

К концу жизни зрение Пьеро ослабло, и он начал уделять больше внимания другим занимавшим его предметам — математике и перспективе. Кроме того, он был теоретиком и, подобно Альберти, написал два трактата о математике в искусстве.