Мебель

Мебель

Однако о характере мебели в дворцах и усадьбах Белоруссии можно судить лишь по экспонатам музеев. Белорусские краснодеревщики создавали произведения, которые с (средины XVIII в. стали отмечаться клеймами мастеров. Этому способствовал но только повсеместный спрос па произведения мебельщиков, но и большая требовательность и утонченный вкус художников, создававших проекты для мастерских. Колористическое и художественное решение мебели в стиле рококо обязательно соответствовало цветовой гармонии и орнаментике самого интерьера. В XVIII в. стиль архитектуры и мебели пребывали в органичном единстве. Усложненной, изгибающейся в рокайльных завитках лепнине интерьеров соответствовали и формы мебели. Вместо грузных барочных сидений и кроватей производятся изысканные, утонченные по линиям и пропорциям кресла, шезлонги, канапе; тяжелые креденцы (буфеты) сменяются легкими сервантами, конторками, секретерами и комодами.

В своих очертаниях мебель, как и архитектура, становится более сложной. Линии спинок кресел и стульев, столешниц, зеркальных рам изощренно и вычурно изгибаются.

Рокайльная мебельная экипировка белорусских дворцово-усадебных интерьеров, как и польских, в основном заимствована из Франции 06. Высоким искусством французских мебельщиков увлекались и в России. Так, придворный архитектор Петра I предлагает «обставить апартаменты Петергофского и других дворцов на французский манер, т. е. поместить ниши, канапе, софы и т. д., применение которых ново…». Огромной мастерской и центром мебельного производства являлся также Дрезден. Выпуском оригинальной роскошной мебели занимались и в Австрии. Известный искусствовед Г. К. Лукомский считал немецкую мебель наиболее типичной, характеризуя ее словами Н. Л. Бенуа как «живые фантастические существа, которые вот-вот заковыляют и запляшут на своих кривых ножках». Немецкие мастера-краснодеревщики изготовляли мебель, которой обставлялись резиденции королей и придворной знати. Производимые здесь предметы обстановки удовлетворяли не только отечественные потребности, но и в большом количестве вывозились за границу, попадая во дворцы магнатов и крупной шляхты Речи Посполитой. Наиболее приближенным к Белоруссии крупным центром производства мебели был Гданьск. Несколько позднее эта отрасль художественного производства развертывается и в самой Белоруссии на мануфактурах А. Тизенгауза в Гродно и К. С. Радзивилла в Несвиже. При меблировке шляхетских усадеб обходились местными, более или менее обученными крепостными столярами. Из-под их резца выходила мебель более «мясистая» и тектоническая.

Художники-краснодеревщики XVIII в. производили бесконечное по своему назначению многообразие предметов мебельной обстановки, чему способствовал чрезвычайно расширенный набор помещений. Легкая изящная мебель всесторонне удовлетворяла требованиям дворянского быта, созданию уюта, удобства, эстетической среды.

На ассортименте художественной мебели ощутимо отразился культ женщины, воцарившийся в жизненном укладе придворно-аристократических кругов Западной Европы первой половины — середины XVIII в. Появляются предметы мебельной обстановки, предназначенные главным образом для представительниц прекрасного пола: стоящий па высоких стройных ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и потайными отделениями, картоньерка (шкафчик для бумаг), женский письменный столик, (туалет с откидным зеркалом), круглые тумбочки, банкетки, жардиньерки, будуарные туалетные и ночные столики, стол-бюро, скамеечки, этажерки, «голландские горки».

Новую изящную и грациозную, наиболее притягательную форму и центральное расположение обрело ложе в спальне или алькове, укрытое балдахином типа моро. Французский художник при дворе Петра I Н. Пино в многочисленных вариантах предлагает царю в рисунках модные кровати с перьями и балдахинами. Из новых предметов мебели становится популярным столь распространенный в современном быту вспомогательный столик, получивший название «немой кельнер» или «амбулат». В непринужденной обстановке кулуарных собеседований и пирушек в узком кругу, уставленный легкими напитками и закусками, он позволял присутствующим самим обслуживать себя.

Формообразование мебели, как и архитектуры, было основано на полном отказе от тектоничности как средства художественной выразительности. Весь набор художественных средств сопутствовал только пластике. Усиливается внимание к декоративной стороне предметов меблировки. Самостоятельным объектом заботы становится создание внешнего эффекта. Формы мебели отличаются стройностью, изяществом линий, волнистостью контуров. Барочно-рокайльная направленность отразилась также в облегчении пропорций предметов меблировки и в красочности их обивки шелком, адамаском, бархатом, цветной кожей. Мастер-краснодеревщик решал одновременно две задачи: с одной стороны, он создавал вощи, отвечающие здравому смыслу л практическому назначению, а с другой — высокохудожественной формы произведении декоративно-прикладного искусства.

Он идеально решал двуединую задачу, демонстрируя художественное и техническое мастерство весьма высокого уровня.

Пластичность художественной формы мебели усложнила технологию ее производства, потребовала специализации исполнителей: краснодеревщики обрабатывали ценные породы дерева, литейщики выполняли бронзовые накладки, декораторы создавали орнаментальный рисунок. В декоративное оформление мебели широко внедряется золоченое бронзовое литье: фигурки девушек, ангелочков, гермы. Помимо широких декоративных возможностей художественное литье являлось более легкой и доступной формой обработки готовых, отшлифованных и отполированных поверхностей предметов. Бронзовые накладки своей текучей пластичностью способствовали разрешению тектонической  формы  в орнаментально-декоративную.

Столу-риньеру из экспозиции Государственного музея БССР, например, приданы мягкие и плавные причудливые формы. Его столешница имеет С-образную плоскость. Боковые панели и угловые сочленения орнаментированы бронзовыми накладками маскаронами, органично подогнанными к изогнутым плоскостям стола. Размещенные в местах крепления ножек к столешнице, они скрывали эти конструктивные сочленения, придавая им характер единого пластически целостного предмета. Эспапьолетами — бронзовыми накладками в виде S-образно изогнутого женского торса, вырастающего из растительного орнаментального фонтана,- декорирован стол из экспозиции Военно-исторического музея им. А. В. Суворова в Кобрине. Изящно утонченным, изысканно декоративным, лаконичным по колористке выглядит кабинетный стол, выполненный мастером из Берлина К. Левонским (ГМ БССР).