Панельные плоскости

Панельные плоскости

Основным элементом, создающим членения и отражающим ритмическую структуру интерьера, являлась вертикально вытянутая стеновая панель, трактованная не в привычной правильной геометрической конфигурации, а в криволинейной, изысканно изогнутой форме. Период рококо называют временем блестящего расцвета стеновых панелей и филенок, потому что именно этот элемент заменил традиционные архитектонические формы интерьера, тяжеловесную барочную пышность архитектурных масс. Использование растительного обвивающего орнамента превращало панель в органичное, проросшее живой растительностью произведение художественного творчества. Причудливый и капризный рисунок рамного обрамления напели имеет определенную закономерность построения: асимметричный «бегущий» орнамент уложен по периметру таким образом, что соседние элементы всегда противостоят друг другу или изогнуты в противоположных направлениях. Ритму выразительных по пластике стеновых панелей соподчинялись цокольные и фризовые филенки. Их сочетание по вертикали составляло структурный каркас рокайльного интерьера, основу ритмической организации ограждающих его плоскостей. Позолоченные деревянные рельефные панели на степах, дверях и оконных проемах, ажурные рамы картин и зеркал объединяли весь интерьер в единый эмоционально вдохновенный художественный ансамбль.

Композиции из обитых штофом панелей, верхних и нижних филенок широко использовал в решении дворцовых интерьеров В. В. Растрелли. Созданный им Тронный зал Большого Екатерининского дворца в Царском Селе получил интерьер, совершенно утративший привычное впечатление материально огражденного пространства. Плоскостные стены и перекрытия, обильно укрытые позолоченным орнаментом, вибрирующими панелями, зеркалами в рамах, свидетельствуют о принятии Растрелли «системы рококо».

В декоре дворцовых интерьеров Белоруссии также предоставлялось преимущество изогнутым в пластичную линию раме, панели, филенке. В этом отношении примечательны интерьеры Нового замка в Гродно, признанные искусствоведами как рокайльные. Стены расчленялись панелями в рамах с орнаментальными пучками в верхних частях. Обрамленные растительными гирляндами панели превращались в нечто криволинейно струящееся, противоположное строгой правильности, геометричности и симметрии. В основе их рокайльного орнаментального декора — обязательная асимметричность, отсутствие вертикальных и горизонтальных композиционных осей, переход от прямой к округлой, фантастически: изгибающейся кривой, S- или С-образно изогнутые липни, что делало панели совершенно отличными от уравновешенных симметрично-осевых барочных композиций.

Панельные плоскости обивались адамаском, брокатом, лампасом с растительным орнаментальным рисунком. По наиболее выразительно дематериализация степы достигалась ажурными разбегами золоченого орнамента, стелющегося по крайним плоскостям стен, сводам и софитам. Золоченый орнамент растительного характера покрывал стены Мраморного зала дворца Чарторыйских в Волчине (1732). Сочные и пластичные панели декорировали интерьер Успенской церкви Львовского братства (скул. М. Филевич, 2-я пол. XVIII в.). Архитектурно-конструктивная ликвидация стены, иллюзорное освобождение ее от материальной весомости достигались также нанесением живописных композиций, оформлением ее основания мебельным гарнитуром, растворением ярким светом.

Интерьеры являлись наиболее благоприятной сферой для проявления творческой фантазии, изобретательности и виртуозности. Тончайшей лепкой в стиле рококо наделил В. В. Растрелли интерьеры Большого зала и Кавалерской столовой в Петергофском дворце. Тесная связь с французским рококо проявилась у этого архитектора и в отделке большого зала Строгановского дворца в Петербурге.

Всеобъемлющий стиль рококо проявился даже в формотворчестве строительной фурнитуры (ручки дверей и окон, щитки замочных скважин, петли, завесы, крючки и пр.). Функциональные элементы мастера рококо превращают в произведения декоративно-прикладного, по современной терминологии — дизайнерского, искусства. Створки дверных проемов в Новом замке в Гродно были украшены позолоченной резьбой, филенки приобрели текучий криволинейный рисунок. Особое значение в рокайльном интерьере отводилось супрапортам и десюдепортам, заполненным живописными полотнами или лепными композициями в витиеватом рамном обрамлении. Близкие к произведениям живописи по тематике и сюжетам, они значительно повышали художественно-декоративное значение дверей и оконных проемов. Художественная виртуозность рокайльный фурнитуры обусловила обращение к ней и в середине XIX в.

Плоскость потолка никогда не оставалась ровной и чистой, покрывалась орнаментальной лепниной или росписью. Интерьер капеллы Нового замка в Гродно, спроектированный Я. И. Яухом, был декорирован плафоном на падугах, украшен позолотой, картушами. Золоченый орнамент языками пламени расползался по плоскостям стон и потолков, контурам ниш и проемов.

Его основой являлся S-образный волнистый рокайльный завиток. Арочный вход в капеллу фланкировался конховыми нишами с трельяжной сеткой на фоне и установленными в них скульптурами евангелистов в характерных динамичных ракурсах. Их одежды, трепещущие как бы под порывом ветра, многочисленными складками завиваются в спирали. Над входным порталом была размещена ленная рельефная композиция.

Действенным средством атектонизации архитектуры дворцового интерьера явилось активное введение в него зеркальных плоскостей. Обычные в паши дни зеркала были в рококо не просто эффектным приемом оснащения интерьера. Они явились открытием стиля, одной из главных находок рококо в области интерьерной композиции. Расположенные друг против друга зеркала многократно дробили интерьер. Дублирование в зеркалах филенок и панелей, «летящего» лепного орнамента делало пространство интерьера бесконечно продолжающимся и потому всегда манящим и привлекательным. Зеркала создавали несравнимую импровизациоиность. Позолота, стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры, зеркала деформировали геометрическую пространственную структуру помещений. Зеркала способствовали созданию трепетных светотеневых и оптических эффектов. Гонко очерченные завитки рококо великолепно гармонировали с блеском зеркального стекла.