Введение

Введение

Важная роль в ризалите отводится балкону и его ограде. Витиевато-ажурное ограждение балкона и лепная драпировочная «накидка» его дверного проема выделяли композиционный центр главного фасада усадебного дома в Леониоле. Подобным балконом акцентирован и центр фасада дома в усадьбе Татары. В центре главного фасада дворца в Гануте также выступает балкон с типичным для стиля вогнуто-выпуклым ажурным ограждением. Польские исследователи видят заимствование криволинейных балконов-галерей из архитектуры Австрии и Чехии. Этот элемент светской дворцовой архитектуры переходит и в культовое строительство. Миниатюрный ажурный балкой вогнуто-выпуклой формы с орнаментальной оградой выступает в центре мощного фасада костела бернардинцев в Будславе. Архитектор не видит глубокого различия между дворцом и храмом. Для него существуют единые средства архитектурно-художественной выразительности  лишь бы они производили впечатляющий аффект, обогащали фасад. О характере кованых оград балконов дают представление Троицкий костел в Глубоком и Благовещенская церковь в Супрасле, в орнаментальном рисунке которых господствуют S- и С-образные завитки. Ажурная ограда, в основе рисунка которой трельяжная сетка с коваными цветками в узлах, использована на галерее главного фасада костела францисканцев в Минске, в алтарной ограде костела бернардинцев в Будславе. Общность художественной трактовки ограждающих решеток обнаруживается в перилах лестницы дворца Марли в Петергофе, кованый орнамент которой насыщен золочеными наковками рокайльного рисунка, западноевропейском искусстве рококо наиболее впечатляющий образец ажурно-орнаментальной трактовки кованой ограды представляет лестница вестибюля городской мерин в Манси (Франция), в основе рисунка которой изящные золоченые рокайльные завитки с распускающимися бутонами.

Пластичному дворцовому ризалиту соответствовал криволинейной формы фронтон. Такие щиты встречаются в проектах дрезденских и варшавских архитекторов (коллегиум пиаров в Варшаве, 1743, архит. Я. Фонтана). Наиболее яркой иллюстрацией использования фигурного фронтона является так называемый «Дом сокола» в Вюрцбурге (ФРГ). Три вычурно обрисованные волнистой пульсирующей линией фронтона берут на себя основную композиционную нагрузку, на них прежде всего останавливается внимание. Необычный в архитектуре рисунок с волютами, кругами и паклями имел треугольный фронтон центрального ризалита дворца Т. Огннекого в Гапуте. В композиции одноэтажного усадебного дома в Лоопполе господствует увенчанный высоким фигурным фронтоном центральный двухэтажный ризалит. Зодчие рококо стремятся избежать традиционной треугольной формы фронтона и трактовать его в «разорванном», раскрепованном виде. Треугольный фронтон дворца Радзивиллов в Черпавчпцах прерван по всем граням и заполнен в тимпане пластичным рокайльным картушем. Подобные картуш в тимпанах раскрепованных лучковых фронтонов использованы в Зимнем дворце в Петербурге. Вычурной формы фронтоны использует В. В. Растрелли в проекте деревянного дворца царицы Анны в Летпем саду в Санкт-Петербурге. При атом разрыв фронтона заполнен рокайльным картушем с насыщенной орнаментикой. Аналогичные фронтоны использует В. В. Растрелли и в проектах московских Летнего дворца в Лефортово и дворца «Аниспгоф».

По чаще фронтоны обретают не только прерывистость, но и почти не поддающийся геометрическому построению и анализу плавный рисунок. Среди рока ильных дворцов и усадеб почти невозможно найти два одинаковых по рисунку фронтона, так как их силуэты создавались не циркулем и линейкой, а фантазией и воображением художника. Например, форму кокошника, туго натянутого лука получил фронтон дворового эркера усадебного дома С. А. Понятовского в Станиславево на окраине Гродно.

Подобная линия фронтона использована в салле Террена в саду Фюрстенбергского дворца в Праге (середина XVIII в.), в завершении паркового ризалита дворца Метельских в Пенпово в Польше (около 1750-1760) 30. Многообразием и неповторимостью наделены фигурные щиты алтарей (Троицкий костел в Ищелно, костелы бериардннок и бернардинцев в Слониме, Софийский собор в Полоцке и др.). Таким образом, фронтон в криволинейном очертании остается одним из главных элементов архитектурной композиции рокального дворцового здания.

Одно из действенных, средств достижении живописного эффекта и рокайльной архитектуре использование лепных картушей. Известные еще в эпоху ренессанса, в рококо они получили особенно сочную орнаментальную трактовку и широкое применение на перемычке окна в замке арки, па фризе или прямо на стене. Орнаментально-вензельное оформление центрального фронтона — распространенный прием в архитектуре рококо. В тимпане фронтона Дятловского дворца размещен лепной фамильный герб владельца – двух главый орел с трубами. Не отходит от этой традиции и К. Ф. Пёппельмап, который, не сумев отказаться, от жесткого треугольного фронтона, стремится добиться пластического эффекта заполнением его тимпана живой и веселой орнаментальной лепниной, объединенной центральным картушем (Новый замок в Гродно). Рока ильный картуш в крепованном лучковом фронтоне — непременный атрибут дворцовых построек В. В. Растрелли. Обильно украшенный картуш представлен в фасад пой архитектуре русского города Тотьмы. Этот декоративный элемент был заимствован из украшений криволинейных плоскостей возводимых здесь в середине XVIII в. кораблем.