Взгляд Рубенса

Взгляд РубенсаРубенс был самым счастливым на свете художником: красивый, здоровый (не считая подагры на склоне лет), отлично образованный, чуткий, добродушный, богатый; талантливый дипломат, признанный европейскими коронованными особами; дважды женатый, причем оба раза настолько удачно, что откровенно прославлял своих жен в прекрасных портретах; один из величайших и самых знаменитых в истории живописцев. Еще в юности Рубенс стал придворным художником в итальянском городе-государстве Мантуя, а в 1609 г., в 32 года — официальным живописцем инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта в Брюсселе. Его динамичные произведения полны глубокого радостного понимания первостепенной важности деятельной, активной жизни, при этом без отказа от любых предлагаемых обстоятельств.

Но лучше всего о характере мастера говорит взгляд его персонажей. Люди на его картинах смотрят друг на друга с чистосердечным доверием, признавая как отличия, так и сходство друг с другом.

В «Суде Париса», например, Парис смотрит на обнаженных богинь с любовным почтением — «глазами Рубенса». Венера отвечает ему взглядом, в котором сквозит невинная радость победы. Заметно, что она искренне удивлена, ибо истинной победительницей должна была стать Юнона, которая стоит спиной к зрителю в ниспадающей меховой накидке.

Третья богиня — Минерва — с радостным любопытством наблюдает за происходящим. Легенда приобретает особый смысл, не связанный с началом Троянской войны. Можно сказать, что Рубенса, на редкость гармоничного мастера, занимает противопоставление простого юноши и обнаженных богинь.

Композиция полна грации и благородства.