Карпаччо-рассказчик

Карпаччо-рассказчикНа венецианца Витторе Карпаччо (1455/65- 1525/26) сильное впечатление произвели крупные мастера феррарской школы и творчество Джентиле Беллини — брата Джованни. Возможно, он учился у патриарха Якопо Беллини и был помощником Джованни. Своей самобытностью Карпаччо обязан прирожденному таланту рассказчика. Хотя скрупулезная точность деталей картин говорит о его средневековой наивности, он необычайно умелый художник.

Порой Карпаччо удается подняться выше чистой живописности. Даже если нельзя относиться с полной серьезностью к персонажам «Бегства в Египет» — Марии в необычайно роскошном наряде и Св. Иосифу в плаще, видно, выкроенном из ее красных шелков, великолепие композиции заставляет забыть обо всем легкомыслии.

Редкостное правдоподобие закатных небес объясняет, почему Карпаччо признан великим художником. Светом залит обыкновенный город на берегу озера и окрестности — не эффектные, не драматические, но в высшей степени убедительные. Возможно, циклы написанных Карпаччо легенд сознательно наделяются готическим очарованием, например, прелестное «Видение Св. Урсулы» из цикла, предназначенного для братства Св. Урсулы.

Согласно легенде, бретонская принцесса Урсула совершила паломничество в Рим вместе с 11 тысячами принявших христианство девственниц. В конце концов, их всех перебили жестокие гунны.

Спящая в аккуратной постели Урсула полна чарующего великолепия, которое счастливо пережило ее грядущее мученичество, возвещаемое явившимся ангелом с символической пальмовой ветвью в руке. Скрупулезное изображение Карпаччо реального мира позволяет историкам взглянуть на подлинную жизнь Венеции XV в. Достоверное изображение реальности возродится в XVIII в. в работах другого венецианского мастера — Каналетто.