Благоговейное искусство Фра Анджелико

Благоговейное искусство Фра АнджеликоМонах-доминиканец фра Анджелико (фра Джованни да Фьезоле, ок. 1400-55) работал примерно в одно время с Мазаччо. Писал он с колоссальной религиозной серьезностью, в поразительно радостных, светлых тонах. При этом он смело экспериментировал — не с сюжетами, а с манерой письма, хотя и не причислял себя к решительным новаторам.

Несмотря на смысл прозвища (Анджелико — по-итальянски «ангельский»), фра Анджелико по-человечески любил реальный мир. В «Обезглавливании Св. Космы и Св. Дамиана» он ничего не оставил без ответа. Картина блистает яркой напряженной гаммой красок, все залито летним утренним светом.

Пейзаж абсолютно реален, от сверкающих белых башен до высоких темных кипарисов, холмов и ущелий. Святые ждут смерти с завязанными глазами, а трое казненных уже лежат в алой крови, их головы с нимбами укатились в траву.

Это подлинная смерть, не манерно-мелодраматическая, но рассказанная с глубоким чувством веры. Глядя на «Мадонну с Младенцем на троне с ангелами и святыми», хочется признать композицию очаровательной, но условной, с изящными витыми линиями, сильными локальными красками, заимствованными из готической традиции. Но более внимательный взгляд свидетельствует об отличном знакомстве фра Анджелико с прогрессивными живописными тенденциями — особенно с перспективой и светотенью.

Пространство композиции умело выстроено, фигуры соразмерны; прелестны изображения животных, выполненные па ковре в примитивистском стиле. Взгляд притягивает крошечное, но впечатляющее Распятие, которое расположено серого по центру.

А за спинами почтительных ангелов, расположившихся у трона, открывается пейзаж, где свет льется на верхушки деревьев, поблескивает на листьях, проникает между стволов, освещая далекую землю.