Божественное в повседневном

Божественное в повседневномКамней пишет «Рождество», изображая мир, переполненный персонажами и жизненными реалиями, лишенными всякого романтизма. Тщедушный новорожденный Христос, озабоченная повитуха, неотесанные пастухи, корова в развалившемся стойле объемны, реальны; однако эти образы, невзирая на реализм, пронизаны глубокой, хоть и неосознанной верой. Еще поразительнее «Богоматерь с Младенцем у камина».

Здесь воспроизведена простая домашняя обстановка, а кованый каминный экран, на фоне которого изображена голова Девы Марии, становится нимбом. В интернациональном готическом стиле золотой круг традиционно символизирует святость. За открытым окном в левом верхнем углу виден город.

Подобные небольшие пейзажи часто встречаются в нидерландской живописи; позже идея изображения мира через окно привлекла итальянских художников. Духовность сливается воедино с реальностью; миром Кампена становится дом, буржуазный интерьер. Как только святость проникла в обыденность, появилась возможность изображения священных образов исключительно живописными средствами.

Тщательно, четко выписанные простые предметы обретают молчаливый мистический смысл, окружаются аурой тайны. С древности и до той поры портрета в современном его понимании не существовало. Живопись, напоминающая портретную, играла особую роль, в частности, в передаче конкретных событий.

Робер Кампен впервые посмотрел на человека новым взглядом художника и наделил своих персонажей психологической индивидуальностью. «Женский портрет», где в обрамлении простого белого головного убора изображено живое лицо с внимательным взглядом, демонстрирует мастерское владение живописца световыми эффектами. Этот портрет — прекрасный образец нового стиля нидерландской живописи.

Портрет все чаще отражает не просто характерные черты лица, но индивидуальность модели. Кампен разработал портрет нового типа, совершенные образцы которого позже создал Рогир ван дер Вейден. В «Мадонне с Младенцем и святыми в огороженном саду» последователь Кампена добивается благостной убедительности, сравнимой с «Рождеством» Кампена.

Огороженный сад, в котором изображаются Богоматерь с Младенцем и группа святых, — это Райский сад, «регулярный» Парадиз. Сад, обнесенный стеной или оградой, традиционно символизирует девственность Марии.