Архитектура дворцов и храмов рококо

Архитектура дворцов и храмов рококо

Архитектура и искусство рококо достигли новых эстетических и художественных высот и завоеваний в истории культуры. К ним следует отнести многочисленные, порой необычные и неожиданные находки визуальных и оптических эффектов, создание неожиданных темперированных и динамичных пространственных композиций, привлекательных и причудливых орнаментальных и сюжетных сочинений. Мастера рококо отлично владели чувством масштаба, изыскивали идеальные пропорциональные соотношения изогнутых и извилистых линий и форм. Зодчим, художникам и декораторам была присуща свободная трактовка архитектурных масс и декоративных форм, всегда уместное и логичное их распределение. Именно в бесконечном многообразии мира форм, в отказе от готовых, устоявшихся канонов заключается неповторимая красота и художественно-эстетическая значимость стиля. Основными принципами нового искусства явились неограниченная вариативность компоповки подобных элементов, отказ от чистой геометрической формы и прямой линии, а при наличии — всевозможное их вуалирование и затушевка, нивелировка вертикальных и горизонтальных членений формы и органичное перетекание ее частей друг в друга. Прогрессивным и революционным началом этого художественно-стилевого направления явилось раскрепощение творческой фантазии художников, неисчерпаемых сил воображения, плотно скованных предшествующим рационалистическим искусством, социальной и религиозной догматикой. Новое искусство приняло от барокко эстафету жаждущей новизны и совершенства мысли, беспокойного творческого поиска, анализа, эксперимента. Достоинством искусства рококо явилось установление живого контакта со зрителем, вкусы, требования и эстетические нормы которого оно отражало. Произведения «галантного стиля» отличались высокой культурой художественного языка и технического исполнения, большим вниманием к материалу и тонким чувством его пластических и декоративных свойств.

В рокайльной архитектуре почти исчезают или тщательно вуалируются декоративной отделкой прямые линии и плоскости поверхностей; не используется в чистом виде ни один классический ордер; колонны утончаются и спирально скручиваются, обретая цветочные или «пламенеющие» капители с ярусами тонко профилированных карнизов над ними; пластичные мансардные крыши опоясываются балюстрадами с ритмично расставленными вазами и статуями; исчезнувший треугольный фронтон сменяет вогнуто-выпуклый фигурный щит, также увенчанный вазами, скульптурой; в обрамления проемов, плафонов, стен запускается затейливая лепная и резная, без конца варьируемая орнаментика, состоящая из С- и S-образных завитков, гирлянд из цветов, фестонов, раковин.

Архитектуру дворцов и храмов рококо нельзя рассматривать лишь с позиций утилитарного практицизма. Именно ограничиваясь этой точкой зрения, практически ориентированные исследователи долгое время оценивали архитектуру рококо как безусловно нецелесообразную. Однако она отвечала тем целям, которые перед ней ставила аристократия и Контрреформация, и потому безусловно была по-своему функциональной и целесообразной. Ее смыслом было не только удовлетворение житейских и культовых потребностей, но и утверждение престижных целей, представительных начал владельцев дворцов и церквей во внутренней иерархии слоев общества. Именно эти цели определили место архитектуры в градостроительной среде, ее пластический и репрезентативный характер, разработку ее форм и декоративных средств.

Видеть в искусстве рококо только лишь легкомысленную, абстрактную роскошь и маскарадно-фривольную легковесность значило бы совершить ошибку, за которой скрылась бы главная творческая цель художников той эпохи — поиск новых путей художественной выразительности, новой впечатляющей образности. Вместе с тем ликующий жизнеутверждающий оптимизм, широта эмоционального диапазона рокайльного искусства соседствовали с известной узостью и ограниченностью его идейно-художественного содержания.

Несмотря на всеобщее господство одних и тех же формальных выразительных средств, стиль рококо в каждой европейской стране имел свои отличительные особенности и формы проявлении. Региональные черты он приобрел в художественной культуре Белоруссии. Культивируя общеевропейские основы этого художественно-стилевого направления, порой в их чистом виде, архитекторы, работавшие па территории Белоруссии, адаптировали и перерабатывали новые формы в соответствии с местными запросами и художественными традициями. Характерная особенность белорусского рококо и в том, что оно создает впечатление беспокойства, подчеркнутой асимметричности, атектоничности и декоративности более скромными средствами, чем западноевропейское. Менее активное распространение стиля далее на Восток, в Россию, где рококо существовало в едином русле с барокко, также явилось примером самобытности его проявления в разных странах и регионах. Освоение стиля рококо в Белоруссии и России содействовало приобщению восточнославянской культуры к общеевропейскому художественному опыту и его ценностям, стимулировало взаимообразный культурный обмен в самых различных сферах духовной и художественной жизни.